?

Log in

No account? Create an account

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

Про икону, которую не вернули

Собиралась написать про усы, грустно и лирично, но общественный накал опять засасывает в неличные темы, какие уж тут усы днем, только вечером.
Так вот, что касается Торопецкой иконы, не вернувшейся в Русский музей под задыхающиеся восторги церковников и гневные вопли художественной интеллигенции - во-первых, она вернется, никуда не денется, так что можно выдохнуть. Это я интеллигенции, само собой, не церковникам. Есть тут интеллигенция? Оставайтесь на местах, товарищи, правое дело за нами, как обычно.
Церковники, вы тоже есть? И вы будьте спокойны. Бог правду видит, и нарушителей договоренностей карает не по-деццки.
Во-вторых же - вопрос: у нас снова началась - ура! - революция? У меня и конь заготовлен, и шашка начищена, но что у кого отбираем на этот раз?
Единственное, что осталось у народа от государства - это очаги-печки культуры. Единственное, трам-парарам, что еще доступно народу и при этом не стало недоступным и не потеряло - это искусство. Кто сохранил искусство в таком доступном виде и хорошем состоянии? Музеи. Музеи - милое средоточие вялого государственного позитива, государство не слишком им мешает и очень мало помогает, но тут важнее первое.
Отбирать искусство у народа - это уж самое последнее дело, и ни один революционер на это не пойдет. Но кто ж тогда пойдет? Неужели наша церковь? Да быть такого не может. Церковь же знает, что любая икона годится для моления, если она освящена. Пишите новые образы, открывайте новые имена, если вам нужны имена! Именно так церковь и поступит, конечно, ведь не антиквариат же ей нужен, не могу же я принять хулиганское предположение по-прежнему буйного Невзорова за правду.:)
Кроме того, церковь знает, что отбирание икон у неё в революцию - это большая раздутая легенда. Всяко было, и уничтожали, и выбрасывали, и отбирали. И до революции иконы и уничтожали, и выбрасывали, ну, отбирали, конечно, реже. История у предметов искусства всегда интересная.
Суть не в прошлом отбирании, а в нынешнем. Тогда отбирали - чтобы сделать общенародным достоянием (ну, вы меня простите за такие обороты, но ведь так и было) Сейчас - у народа забирают в частные руки, пытаются забрать. Частные руки могут хорошо обращаться с иконой, могут плохо, могут показывать, могут сжечь - на то они и частные. И такое допускать нельзя - приватизации, что ли, мало? Если уж повезло нам, и в 90-е устоял Эрмитаж и прочие очаги, так неужели сейчас будут раздербанивать музеи - по частям?
Но это я так, воздух посотрясала. Потому что икона вернется в музей и волноваться не стоит. Наверное.

Comments

Это вы правильно сотрясаете.
Молчать гораздо хуже.
Но про усы тоже пишите, да.
Усы... что усы!.. ЭХ.
Не, ну реально, я очень недовольна такими церковными фокусами.
Именно поэтому такими дикими выглядят аргументы не возвращающих икону, они точь-в-точь именно такие - у нас условия хранения лучше и паломников больше.)
Собственность сложилась исторически - ну так бывает, да? Например, с Лувром, или с Эрмитажем. Я просто против изменения видов собственности на искусство, только и всего.
иконы должны быть в церкви, особенно если это чудотворные или мироточащие иконы. Им не место в музее, это - грех. На них должны молиться и к ник должны прикладываться с благоговением, а не толпы туристов глазеть.
Да? А на помойку выбрасывать старые, потеменевшие иконы - это грех или что? Не помните историю нахождения Рублева, например?
Иконы спасали и частные руки, и государство, а церковь только хотела и брала обратно уже известное и дорогое.
чо-та мне кажется, никогда не будет согласия по этому поводу
По поводу икон, ценности, молитв и пр. - очень советую интересующимся почитать Савву Ямщикова, или нитервью глянуть.
И рестовратор от Бога был, и глубоко верующим человеком. Такой человечище.... (блин, и тут я каждый раз расстраиваюсь, что его уже нет на этом свете)
Абсолютно был супер-человек, это да.
интересно живете
Академическая среда в большом возбуждении)
объясните чайнику, зачем волотька нарисовал усы иконе!(кошмар!)
Про то, что словами типа воровство кидаться в этой теме несколько безответственно, лучше всего скажут компетентные товарищи:
"Знаете, призыв к реституции мне не кажется таким уж разумным и справедливым, а главное – подходящим на все случаи жизни. Например, если речь идет о возвращении материальных ценностей их прежним владельцам, то стоит, прежде всего, решить, до какого предела целесообразно двигаться "в глубь веков". А то, неровен час, дойдем до того, что ваши дачные шесть соток придется вернуть родственникам того человека эпохи неолита, на чьем захоронении вы сейчас выращиваете кабачки.

Что касается собственно церковной собственности, стоит вспомнить, что екатерининские реформы второй половины 18-го века уже предполагали – до известной степени – ее передачу государству. Понятно, что в конкретных документах того времени речь не шла об иконах. Речь шла все-таки о землях, церковных зданиях, то есть, прежде всего, о недвижимом имуществе. Но сути это не меняет: реформы эти означали, что понятие церковной собственности заменялось понятием собственности государственной. Поэтому считать именно 1917 год той датой, с которой началось "изъятие" собственности у Церкви, явно не стоит.

Комментарии к этим екатерининским законам – дело историка этого времени, который в этих реформах специально разбирался и знает, как их толковать, но, в любом случае, использовать однозначную формулировку "церковная собственность", говоря о ситуации до 1917 года, мы не можем.

Что касается последующих событий, то мы можем называть их неправомерным изъятием, но, опять же, какую именно правомерность мы имеем в виду? После 1917 года понятие "церковной собственности" уже точно не существовало ни в каком виде, все было национализировано и государство распоряжалось своей собственностью так, как считало нужным. При этом я совершенно не хочу сказать, что екатерининские реформы были безупречными, или что большевики действовали хорошо и правильно. Я просто хочу объяснить гражданам, что вести разговор на "юридическом поле", разговаривать об имуществе и о том, кому оно принадлежит, - это совсем не такой простой путь, как может показаться на первый взгляд. Многие говорят: "Давайте мы не будем касаться вопросов идеологии, а просто посмотрим, чья это собственность и отдадим ее законному владельцу". Но этого "простого решения" в действительности не существует, поскольку в разное время ситуация выглядела по-разному – не говоря уже о том, что сейчас и храмы, и находящиеся в них иконы – так же, как и иконы, находящиеся в музеях, продолжают оставаться собственностью государственной (я специально это акцентирую для тех людей, для которых выражение "общенациональное достояние" - пустой звук)."

Это, конечно, всё тот же corso отсюда:
http://lenta.ru/conf/nersesyan/
Мой оппонент уже исчез с всеми аргументами - имеет право)
Ну, собственно, собственник и не изменился - там договор временного хранения, типо как на выставку в Москву икона уехала. Наивный вопрос, конечно, встает - а как ее вернуть, если не вернут? ))
Как вообще могли отдать экспонат из Русского музея в частные руки?! Нехороший прецендент, мало ли, может еще какой-нибудь приход при элитном поселке жаждет обзавестись иконой из музея.
Так бывают же такие предложения, от которых невозможно отказаться. Перетиралось уже многожды ж.