?

Log in

No account? Create an account

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

То, что лучше Астрахана


Благодаря своему неутихающему поисковому инстинкту и френду  vrolph,  фильм Пичула № 2 лежит у меня в тумбочке.
Куда вообще исчез Пичул? А ведь я его запомнила! 
Разумеется, уважаемый dr-galoperidol, это тоже не Тарковский. Но ниже той черты, которая ограничивает для нас искусство от НЕ его, тоже есть свои мастера, остающиеся, так сказать, в истории кино, а если не остающиеся, то - незаслуженно.
"В городе Сочи темные ночи" ставит перед собой столь же немного художественных задач, как и "Маленькая Вера". Но фокус в том, что задачи все-таки ставятся и решаются со значительным блеском.
У Пичула, известного мне чуть больше Астрахана,  доминирует собственный талант. То есть, если бы "Сочи" снял какой-нить другой режиссер, то получился бы очередной Астрахан.  Но, даже не особо задумываясь о кадре, ритме, цвете и свете, Пичул вместо всего этого пихает свое превосходное внутреннее чутье, заменяющее все эти думы, которым большие мастера уделяли столько сил и времени.
И вместо Перова (беру сравненье доктора для простоты, хотя Перов - большое явление, а Астрахан - никакое) нам является уже Федотов - а это уже совсем другой коленкор. Не смакование убожества, а сатирический блеск, смешанный с великой грустью и странной любовью видим мы и в "Вере", и в "Городе Сочи".
Люди, носимые по жизни аки листики осенью, бедные люди, у которых предел мечтаний - это поездка в Сочи, милиционеры, питающиеся голубями, жулики, работающие халтурно и по-мелкому, провинциальные врачи, которые гасят  свои амбиции в портвейне, - все они создают образ (не побоюсь этого слова) страны эпохи перестройки, страны, живущей на каких-то осколках, но, тем не менее, наполненной страстями, порой жалкими, а порой - шекспировскими.
И в центре всего - два образа. Девушка Лена, выгнанная студентка из распадающейся семьи и Жулик, не помнюимени.
Девушку мотает то на Север, то на Юг, действий она не совершает, являясь лишь лакмусовой бумажкой для периодически окружающих ее людей. И люди проявляют себя во всей красе, то есть убожестве. :) Сама девушка без знака - ни хороша она, ни плоха.  вроде Маленькой Веры, только москвичка и менее темпераментная, хотя истерить тоже умеет хорошо - Негода-то одна и та же. :))
Желтый свитер Лены-Негоды, проходящий через фильм, играет не меньшую роль, нежели сама Негода. Это такой же постоянный знак, который  не дает потерять основную нить весьма расхристанного повествования. Эту же скрепляющую роль выполняют разные милиционеры, постоянно являющиеся и исчезающие из сюжета,  и, в конце концов, вписывающиеся в него окончательно и весьма печально.
В целом, вся прелесть фильма именно не в главном - ни в главных героях, ни в сюжете, который и пересказать-то нельзя (один из признаков хорошего фильма, говорят, вот Астрахана можно пересказать в двух строчках). Прелесть - в антураже, в дополнительных линиях, в том, что так не хочется называть "правдой жизни", но приходится именно так и называть. :)
Прелесть в бесконечной череде смешного - это уже не Гоголь, это Щедрин.  Это  "правдивая смехота"  буквально до слез  сначала кажется главным в фильме, но, как и у Щедрина, она только подчеркивает всю печаль жизни героев, печаль жизни вообще, и перестроечной - в частности.
Недостатков у фильма шквал - но по какой шкале его рассматривать? Я рассматриваю по астраханской, патамушта тогда это получается очень хороший фильм, замечательный и незаслуженно исчезнувший.
Каким я его и считаю. :)

Comments