?

Log in

No account? Create an account

June 2018

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com

Пароле и пароли

Чтобы завершить тему порядочности, которая существует как выполнение принятых некии кругом требований, условностей и неписаных правил, я хотела бы остановиться еще на трех словах - честь, благородство и достоинство (не честность, нет, не честность, про нее - совершенно отдельно и непременно).

Эти слова для меня - не пустые, хотя более ущербны для критики, нежели порядочность. Порядочность - это долги без расписки отдавать без напоминания, порядочность - жениться на соблазенной, даже если не очень хочется, а ей необходимо, порядочность - не делать гадости, даже если об этом никто не узнает. На самом деле это никакой не бином Ньютона, а я злюсь на порядочность, потому что, как уже писалось ранее, когда человек говорит про другого - "Он порядочный человек", это заодно всегда означает, что говорящий сам весьма порядочен и хорошо это понимает.

А вот про честь, благородство и достоинство может сказать любой человек, даже близко не обладающий ни тем, ни другим, ни третьим. Но звучат эти слова крайне редко, в сто раз реже, чем порядочность. "Человек чести"? "Благородный человек"? "Достойный человек"? Чего достойный? Не очень понятно, конечно. Поэтому обычно к этим словам добавляется нечто смягчающее, например "какое-то". "В нем все дышало каким-то достоинством". Или "Он пытался сохранить остатки достоинства". Или "Некое благородство". Благородство тут - самое понятное свойство, хотя сильно трудноописуемое. Я всегда могу сказать, благородно человек поступил или нет, благородный он в целом или нет. Я это чувствую желудком. А вот описать не могу, если только немного уточню - что благородство - это всегда необязательно и всегда немного в ущерб себе. Помогать своим детям - в том благородства нет, помогать тому, от кого все отвернулись - благородно.

Достоинство - тоже очень понятно. Кто себя не блюдет, прикрываясь внешними обстоятельствами - тот теряет достоинство, даже если оно у него изначально было. В мое личное понимание достоинства входят множество компонентов - и первым тут стоит отсутствие мелочности любого сорта. Остальное перечислять не буду, но человек без достоинства, кем бы и чем бы он ни был, всегда будет для меня человеком второго ряда (не сорта, ни в коем случае, но ряда). Достоинство более обязательная вещь для человечества, нежели благородство, которое есть шаг на пути к героизму. Не помогать своим детям - это недостойно, если уж я все на детях решила проверить. А помогать - тоже вроде особенного достоинства в этом нет. Плюнуть в фашиста перед расстрелом, хотя мог бы крикнуть Хайль Гитлер и спастись - это достоинство. Пойти на расстрел вместо другого - это героизм, проистекащий из внутреннего благородства.

Честь - дело совсем тонкое и уходящее в века. Лежит честь рядышком с достоинством и выглядит немного более пафосно. Фразу "Мне честь не позволяет этого сделать" я слышу крайне редко, иногда неделями живу без этой фразы. Но есть и она в мире, бродит среди окружающих, встречается среди военных. Честь противостоит желанию выжить. Редкая она штука, но у кого есть достоинство, тем легче ее придерживаться.

Эта словесная троица для меня несравнима с "мелкобуржуазной порядочностью", которая только копеечные долги боится не отдать или стремится "грех прикрыть".

И, что еще важно, и честь, и достоинство, и благородство ну никак не связаны с нынешней политической ситуацией, никто их еще не захапал и не использует как клеймо для несогласных.

И я бы хотела жить в идеале так, чтобы все человеки в мире были порядочными-порядочными, а вокруг меня были только только люди, исполненные благородства, источающие достоинство и поступающие согласно неписанным и даже забытым правилам чести. Пусть и не совсем порядочные временами:)

А то, что пел Окуджава про святое воинство - да, согласна полностью. "Протяни ему свою ладонь - за него не страшно и в огонь." Но только не про честность, честность будет  позже и вместе с еще парой слов.

Comments

Терминологически все это очень интересно. Я вот ограничено не могу прочитать чужое, но вот тут надо было бы, хорошо было бы, а я не смогла. Правда, значит, не очень надо было)) Рассказывая про этот казус окружающим, я называла это "втроенная этика" не позволила. В порядочности меня отпугивает то, что это нельзя сказать про себя, чтобы не сморозить колоссальную пошлость.
Ну да, типа того. М слова Атоса в зале суда, когад мимо провели приговоренного короля - "Слава павшему величеству!" Тогда они еле смылись после такой выходки. Что касается чужих писем - ну, тут я на равных могу обсуждать только с теми, у кого уже дети выросли)
за "славу павшему величеству" старичка упоенно пинали ногами не столь благородные соплеменники.а Атос неправильно понял настроение народа, это нехорошо.
но интересно, почему ты отделяешь понятия не просто однокоренные, но состоящие в семейном родстве. месье гийом был честным вовсе не в смысле правдивым. да и сейчас это понятие несколько объемнее,например, честная девушка -синоним столь нелюбимой тобой порядочности.
а как тебе рукопожатость из либерального новояза?-по моему больше подходит для характеристики данной группы.
А девушка правильно сделала.
а вам не кажется, что ее поступок с двойным дном, из под которого неприятно попахивает?
Включила утренний мозг на полную катушку, но ничего не могла придумать. Ты что имеешь в виду?
//////Помогать своим детям - в том благородства нет, помогать тому, от кого все отвернулись - благородно//////

А если детки тебе в ответ на помощь - гадят на голову, то помощь становится благородной?
А связь-то какая?
На мой взгляд - прямая.

Одно дело помогать, когда в ответ ест благодарность и надежда на отдачу в будущем, другое дело помогать,когда в ответ плевки в лицо - вот то благородно... хотя и с оттенком дурости.
Ахахахаха))) Помогать в надежде на отдачу - это круто) Это как кормить с надеждой на отдачу или подарки дарить, или милостыню подавать))) Повеселил, но, впрочем, нисколько не удивил, для огромного большинства человечества благородный поступок есть сининим глупости. Типа, накормил проститутку, а в номера не повел - вот идиот)) Шаламов такое описывал, и Крестовский. Очень эти проститутки смеялись над даровой кормежкой)
С удивлением могу констатировать, что эти термины вообще исчезли из моего обихода. Не то чтобы все стали вокруг бесчестными, сколько вообще исчезли из ближнего круга разговоры о теоретическом. Всё какая-то унылая злоба дня. :(