?

Log in

No account? Create an account

March 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com

ГРОБ

Я всегда любила гражданскую оборону и она всегда любила меня. Сейчас мало кто вспоминает, что в 70-е годы мы жили в постоянной готовности к атомной войне. Это было, конечно, не слишком хорошо, но вовсе и не так плохо, как можно подумать.  Мозги нам в детстве это не парило, психологических комплексов не создавало, по ночам мы просыпались от приснившихся атомных ужасов не чаще, чем от ужасов Великой Отечественной.
В школе подготовка сводилась к регулярным учебным воздушным тревогам - это когда под вой сирены мы должны были быстро-быстро одеться и покинуть здание в направлении бомбоубежища. Бомбоубежище находилось  прямо в моем доме, что давало полную уверенность в моем привилегированном положении в случае чего, и я очень сочувствовала тем, кому предлагалось бежать в том же случае к метро, тем более, что метро на Приморской тогда не было.

Каждый знал свой размер противогаза и каждый хоть раз, да сшил ватно-марлевую повязку. И тоже ничего такого в этом не было, сегодня ты клеишь шкатулочку, а завтра шьешь повязку на случай атомной войны. Меня, например, гораздо больше напрягает ситуация, в которой никто ни свой размер противогаза не знает, ни где этот противогаз взять, если что.

Но мне общих знаний казалось мало, я в начальной школе была ребенок впечатлительный и творческий. Мама принесла с работы (а это был Эрмитаж, где активно практиковались военно-полевые учения, и одно из прекраснейших воспоминаний детства - явление ослепительно красивой мамы домой прямо в синем "военном" комбинезоне с санитарной сумкой и противогазом на боку.  Учения эрмитажников в тот весенний день проходили на пустыре около нашего дома, и мама заскочила выпить кофе), так вот, мама принесла из Эрмитажа брошюрку "Это должен знать каждый".

Каждый - это было не про каждого, это было конкретно про меня.  Вызубрив брошюрку (хотела написать "как Отче наш", но это было бы враньем чистой воды) как таблицу умножения, я стала претворять ее в жизнь. В моем столе копился сухой паек на случай чего. Доминировали в пайке сухари ванильные и пряники мятные. Документы - свидетельство о рождении и пропуск в эрмитажный кружок - лежали рядом в непромокаемом пакете. За неделю мучений я сшила из белой бязи в ягодку защитный костюм. Дальше внимание - я выварила его в смеси хозяйственного мыла и подсолнечного масла! эта смесь должна была меня защитить от Проникающей Радиации. Варила свой адский костюмчик я пять часов. Надо отдать должное моим родителям - они мне ни фига не препятствовали в этом буйстве самозащиты, как и вообще не препятствовали ничему творческому.
И они вполне серьезно отнеслись в моему намерению выкопать в дворике перед нашим домом щель. Вы помните, что такое щель? Щель бывает закрытая и открытая. Я хотела закрытую. Прямо во дворе. Бомбоубежище меня уже не удовлетворяло, я хотела свою персональную щель. Я собиралась натаскать туда запас воды и украсить стенки репродукциями Ренуара.
И я даже вышла во двор с небольшой лопатой! и при полном равнодушии бабок, сидящих по периметру дворика и не подозревающих дурного, чуть не выкопала эту щель у них перед носом, но, сами понимаете - тяжело и надоело.

Стоит ли говорить о размерах наших противогазов, которые я знала наизусть, о минимальной аптечке для выживания, о ничем не выжигаемых знаниях, типа - куда ложиться головой в случае атомного взрыва, а куда - ногами, во что заворачиваться и что срочно выбросить, что нужно есть, и что - ни в коем случае не есть, за что прятаться, если под рукой ни бомбоубежища, ни щели, и как оказывать первую помощь пострадавшим. Все поражающие факторы ядерного взрыва я до сих пор помню как Отче наш, да, теперь этоо враньем не будет.

В Академии художеств весь этот светлый багаж вернулся ко мне радостным бонусом - на всех занятиях по ГО я была первой ученицей. Писали ли мы контрольную в противогазах или творческое сочинение на тему "Борьба за мир глазами советских художников" - все мне давалось легко и с огоньком, в отличие от какой-нибудь техники и технологии живописи. Гражданооборонщик меня любил, а потом куда-то делся вместе с противогазами, потому что наступила Перестройка.

В следующий раз я встретила гражданскую оборону в родном музее. Когда искали желающих походить на курсы и вообще стать ответственным за некое подразделение в том же самом случае чего, я, разумеется, стала добровольцем - единственная, ибо остальных ответственных вылавливали и назначали. Но могла ли я не вызваться?  Мало того, что вопросы выживания меня всегда интересовали не переставая, а с перестройкой интерес увеличился втрое, так еще и детство всплыло, ну и всегда желанная возможность увильнуть от своих прямых обязанностей.

Я изучила эвакосписки и местонахождение эвакопунктов. С грустью обнаружила, что взять с собой в деревню N смогу далеко не всех членов семьи. И отправилась на курсы.

Вот там была реальная тошнятина, ни школой, ни институтом там и не пахло. Вокруг меня сидели квадратные мужики, похожие на бывших военных, и исправно записывали то, что нам вещал такой же мужик с кафедры. Я была там единственной леди, причем еще и самой молодой, ну и одета была... как обычно, в общем.
Стояла воистину гробовая тишина. Мужики скрипели ручками. С кафедры вещали вещи, совершенно непохожие ни на копание щели, ни на варку костюмов в масле. Объясняли систему подчинения и оповещения в ведомстве - прямое подчинение, кривое подчинение, короче, я еле дождалась перерыва и гордо покинула помещение под тяжелые взоры вахтеров и однокашников по гробу. Мужики даже не улыбнулись мне, а вот я как раз им улыбнулась во всех смыслах.

В программке было указано, что на следующем занятии мы, разбившись на группы, будем выкапывать из-под завалов условный труп. Размеры трупа были 190 на 95 килограммов. Это мне показалось повеселее системы подчинения, но было поздно - я уже слиняла, и воздух свободы, как обычно, показался мне гораздо слаще воздуха образования. Поучив от любимого начальника бумагу со срочным отзывом меня с курсов по причинам государственной важности (несмотря на бумагу, отпустили меня со страшным скрипом), я ушла из темы гражданской обороны и довольно долго уже нахожусь вне ее.

Но интерес меня не покинул, о нет! Волнуюсь за державу. Кто сейчас знает размер своего противогаза, а? Кто знает, откуда его взять и как пользоваться, а? Кто знает свой эвакопункт, а?
Кто думает, что это все не надо, а? А вот это как раз многие.
Но тут уж ничего не поделаешь, будем надеяться, что пронесет. Потому что новый костюмчик из бязи мне уже не сшить, вера уже не та, понимаете ли. Щель тоже выкопать не дадут. В каждом бомбоубежище - ночной клуб, едальня или склад незнамо чего. В метро я сама не побегу, знаю я, что там в час пик творится и без ядерной войны. Так что просто будем надеяться.

А брошюрка "Это должен знать каждый" еще продается и стоит 1300 с чем-то рублей на Озоне. И я бы ее даже купила, потому что я по-прежнему люблю гражданскую оборону, но вот только разочаровываться не хочу, а такие покупки всегда разочаровывают - то ли в себе, то ли во времени, то ли в том, что знание - сила.

Comments

Фигассе у вас в Питере как превентивно всё было. А у нас только в школе НВП, где я бросила искусственную гранату и она раскололась напополам и военрук сказал, что он не удивлён и у меня вот всё так. Что ложь), а дальше ни в художественном училище, ни в институте и, уж тем более, в издательствах и редакциях. Никаких бомбоубежищ даже в школе. Была легенда, что наше в метро. Метро рядом с домом и ладно. А у вас вона как. Блокадный город. Москву-то только немного пугануло осенью 41-го и всё. Тыл

Edited at 2017-01-11 03:21 pm (UTC)
Да, у нас постоянно. Было.Потом долго-долго не было, а вот сейчас опять, но только в моей организации, во всех прочих местах ни слуху ни духу.
Да что ж тебе так везёт-то
Это враги. Сеют панику
В Москве вообще расслабуха, по моему я одна из всего города помню, что бывает война. Хотя, думаю, много народа с радостью бы вместо работы отрабатывали перебежки в укрытия и прочие бросания гранат
Да конечно! это же так весело! А мы вот гранаты зато не кидали, только из винтовок палили и строем ходили, очень красиво было)
Я автомат разбирала)
Руки-то поооооооомнят
Я быстрее всех в классе разбирала, просто Форест Гамп какой-то. Но руки не очень помнят, как оказалось, потому что попробовала-таки на 9 мая в каком-то парке. Не очень -то помнят, хотя все-таки разобрала. Что лучше всего руки запомнили - это боль при доставании пенала из пятой точки автомата, как он палец-то прищемляет!
А мне нравилось его разламывать. Такой щелчок)
ну да, у девочек в школе у обеих есть
особенно мило у Лизы как ты понимаешь-выкатить г улицу школу колясочников
Мы мотаем в это день. тк Лиза просто испугается
она не умеет стрелять в молоко на 12)))
НВП вернулось в вовину школу на излете Вовы оттуда. На последнем собрании общешкольном совершенно внезапно сообщили, что школой закуплено 30 автоматов))) я просто онемела))) но мы уже заканчивали, так что пофиг.
Прочла и свой опыт по этой части вспомнила - не столь яркие, то тоже приятные.
У нас был в школе военрук, который первый урок с нами начал примерно так "Если начнется атомная война, то первое, что надо сделать - найти белую простыню. А потом уже тихо перемещаться в сторону кладбища".

Edited at 2017-01-12 10:17 am (UTC)
Остряк. А нашего звали Ленармий Павлович, так-то)
А нешего - майор Дуб. Реально, у него была такая фамилия.
И нашего реально)
Курсант ОР. Смирно. К доске.

- Расскажите нам о поражающих факторах радиации и о симптомах радиационного поражения.

Далее, расскажите о направлении выхода из очага радиационного поражения.

И третьм пунктом доложите о признаках химического заражения, основных боевых ОВ и способах защиты от капельных ОВ.
Не всё помню, брат, каюсь. Видно все же придется брошюрку покупать.
Не лишне то освежить не лишне
Похоже таки на баян))
Это ты про простыню на кладбище?)
Ну да