?

Log in

No account? Create an account

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

"Скажи еще спасибо, что живой". Фильм про Высоцкого.

Невзирая на собственные страшные ожидания и отвратительные оценки всяких Унылых Гоблинов, фильм про Высоцкого оказался хорошим, да-да) ) не плохим. Это не циничная халтура, это не дилетантская поделка, это не клюквенная пошлость и не тенденциозная скукота. Это фильм, который не станет культовым, как «Игла», и не думаю, что  его захочется  пересматривать, но он спокойненько встал в общий ряд книг и фильмов, документальных и не совсем, влился в общую картину жизни и творчества Высоцкого, ничего в ней не сломав и не нарушив. Не претендуя на черт-те что, но и не увиливая от сложностей, авторы очень постарались, без дураков, и поэтому получилось без глупостей. 
Браться  руками, мытыми или не очень, за такую фигуру – очень рискованное дело, чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на заранее мрачные лица первых посетителей первых сеансов.) Это пришли любящие люди, или знатоки, или ценители, и они были настроены крайне враждебно к фильму, даже я.) Снимать «про Высоцкого», не укладывающегося ни в какие рамки, разностороннего, разноглубокого, бешено талантливого поэта и Богом одаренного паяца, фигуру символическую для страны, для творчества, для народа, для интеллигенции – да это глупость полная, так думали мы, сидя в зале и презрительно щурясь на рекламу какого-то «Делай ноги». Небось, «бунтаря» будут лепить – это то, что меня особенно бесило в преддверии, ибо идиотский этот ярлык, навешенный антиподами  Унылых Гоблинов – Унылыми Либералами – сразу бы угробил всё возможное и невозможное еще до начала. Был, правда, еще более худший возможный вариант – «богемный наркоша». При таком повороте я бы не смогла досидеть до конца даже ради рецензии. Короче, ужасы каждого витали в зале ожидания, сливаясь в общий ужас, который, однако, не состоялся. Фильм, повторяю, хороший, не плохой. В рамках «нетриер-нефеллини», разумеется. то есть, в рамках развлекательного кино.  А теперь поконкретней и  подискурсней.
 
Дискурс первый - уважительный.
Реальная уважуха и любовь сквозит в каждом кадре фильма -  это уже дорогого стоит, а кроме того, полностью коррелирует с отношением к Высоцкому окружающих его близких людей в жизни, какие бы  они ни были. 
В этом плане можно не бояться.

Дискурс второй - сюжетный.
Без недовольства  и претензий с моей стороны. Сюжет как сюжет, вполне залихватский и голливудский, с напряжениями, предательствами, врагами и опасностью. Если бы главный герой был не Высоцкий, тоже вполне смотрелось бы, только вот я бы не пошла, вот и вся разница. Что касается самого выбора сюжетной линии - ну так выбрали подраматичней, это же кино, а не литературоведение. Сложность внутреннего мира художника показать на экране невозможно, а сложность его отношений с внешним миром - можно. Правда, даже эту сложность все равно будут оспаривать те, кто считают, что имеющий Мерседес и поездки во Францию априори или счастлив или зажрался.

Дискурс третий - реалистический.
Ну, тут уж совершенства нет в нашем мире. Какие  линзы не вставляй в камеру, все равно ТО время не получается - скорость машин не та, скорость людей не та, не ходили девушки как манекенщицы, не подметали девушки полы в белых брюках. Поэтому очень хорошо, что действие происходит в Узбекистане, в котором в то время не каждый был (а зря) и поэтому постоянные темпо-ритмовские помехи не так заметны в общем восточном гаме.

Дискурс четвертый - актерский.
Без критики и тут. Все играют блестяще, на мой скромный взгляд. Многих я не знаю, но человек в роли актера театра на Таганке, выступающий вместе с Высоцким, очень талантлив и понимает толк и во времени, и в жизни. Панин звездит как обычно, так и переехал сюда из "Бригады" со всеми своими талантами. Вся "свита" Высоцкого органична и правдива до невозможности - понятно, что я имею в виду художественную правду.
Претензии у меня только к двоим - к Бондарчуку и к Акиньшиной, которая, оказываеся, тут вовсе не Влади играет, а другую, назовем ее тоже Акиньшиной для простоты. Просто Акиньшиной слишком много. Фильм очень мужской, какой и была жизнь тех людей, а ноги Акиньшиной, волосы Акиньшиной и глаза Акиньшиной, да еще на фоне закатов и мечетей занимают в фильме слишком много удельного веса, слишком навязчиво демонстрируя "вот она красота", но тут вина не Акиньшиной.
И не вина Бондарчука, что его слишком много, но его слишком много и он, как всегда, слишком старается усложнить свой образ, безрезультатно и неправдиво.

Дискурс пятый - кровавогэбистский.
Я не скажу, что с ГБ тут крутой перебор - просто такой сюжет, а без сюжета нельзя. Внешних врагов, убийц и фашистов у Высоцкого не могло быть, а ГБ, что ни говори, работало в те годы весьма всеохватно среди нашей творческой интеллигенции, так что они прекрасно подошли на роль врагов, жестких, не всегда очень умных, но очень могущественных и очень профессиональных. Никаких крупных ляпов в образах ГБ я не заметила, хотя перевидала их достаточно - не образов, а прототипов. Надо сказать, авторы сделали всё, чтобы и ГБ получилась неоднозначной, какой она и являлась, если переходить на личности. А что ГБ и творческая тусовка всегда были два мира - два детства, - ну так это не бином Ньютона, хотя миры всегда пересекаются в нашей стране.

Дискурс шестой - Высоцкий.
Я считаю это великой удачей и заслугой авторов - то, как они подошли к образу. Как и кто там загримирован - дело стодвадцатьпятое, оставим угадывание тем, кому интриги важнее кино. Человек, играющий Высоцкого, делает это чуть отстраненно, его герой почти лишен мимики из-за грима, но это и подчеркивает некую условность нахождения Высоцкого среди людей - с одной стороны, конечно,  потому, что он умер, а с другой стороны - потому что он другой изначально. Человек с таким большим талантом - всегда другой изначально. Он пьет, курит и тусуется, он любит и умирает, но не так как все - в очередной раз вспомним Пушкина к Вяземскому. И это видно в фильме и придает ему то, что я уже отчаялась встретить в нашем кино - поэтичность образа.
Вообще, в этом фильме есть образы - не видела их со времен советского кино.

Дискурс седьмой - песенный.
Конечно, я надеялась на песни, но, наверное, хорошо, что их там почти нет. Как только начинает звучать поющий голос Высоцкого, все остальное уходит в дальний угол, а фильм делается не для того, чтоб там стоять. Каждый раз, когда я его слышу, в голову лезут всякие мысли о божественном огне, выбирающем себе сосуды разной прочности... но это уже другая тема.

Дискурс восьмой - нравственный.
Можем ли мы сейчас, с высоты понимания, что наркомания - это страшно, а деньги - тоже не гуд, осуждать эту компанию, ставящую на Высоцкого, не знающую, чем всё кончится, но с ужасом догадывающуюся, компанию то трусливую, то любящую, то героическую? Нет, не можем. Жизнь идет, как идет, сволочи совершают хорошие поступки, хорошие скурвливаются, но никто не знает наперед - как надо, чтоб потом тебя все похвалили. Не будем бросать в них предметами.

Дискурс девятый - ожидательный.
Хочется спросить тех, кто ожидал не ужас-ужаса, а демонстрации выдающейся личности маэстро - а как вы себе представляете выдающуюся личность поэта на экране? Как эта личность может выдаваться, когда его личность - только в его произведениях? Высоцкий не совершал подвигов, не спасал детей, не воевал и не был Казановой. О каком масштабе идет речь? И как бы вы лично этот масштаб показали? Не представляете? Вот именно.

Дискурс десятый - заключительный.
Я бы назвала этот фильм небольшой поэмой, созданной группой товарищей в самом хорошем смысле этого слова. Это грустная поэма, это интересная поэма и это грамотная поэма. Высокохудожественной ее не назовешь - но была ли высокохудожественными "Игла", "Асса" или "Ирония судьбы"? Это отдельный разряд фильмов, никому неинтересных во всем мире, кроме нас, живущих в этих фильмах и в этой стране, пардон, в нашей стране:)
Люблю страну, люблю людей, люблю Высоцкого.
Это хороший результат просмотра. Спасибо авторам и удачи в прокате.)

Основные удачи фильма:
Сама идея анонимности, маски. Актер из театра на Таганке, не узнанный мной. Великолепная узбекская номенклатура. Сцена концерта. Все узбекские актеры в целом. Московский генерал ГБ, фамилию актера не помню.
Неудачи:
Ноги Акиньшиной, то прыгающие, то босые, то завлекательные. Главный ГБшник, который, оказывается, не Бондарчук, но дело это не исправляет. Панорамные съемки "красоты" - при чем тут они? Затянутые крупные планы. Попытка изнасилования Акиньшиной - чушь собачья, не в тему, но видно некуда больше было "секс" впихнуть, а надо.
К относительным недостаткам могу отнести отсутствие даже намека на попытку понять, откуда в этом человеке берутся такие слова... а, с другой стороны - как это можно понять вообще?
Как-то так.

PS: я, конечно, впечатлительная, но это не мешает мне видеть недостатки, ляпы, погрешности и ненужности фильма, но это не мешает мне видеть хорошее в этом, отягощенном героем, явлении,  пусть и вам не помешает, если пойдете.)

Comments

Извините, влезу

... без разрешения. Я сегодня тоже посмотрела фильм, а ещё я давно читаю Вас, практически всегда восхищаюсь, и очень часто согласна с Вашими оценками. Но не сегодня. Мне как раз показалась фигура Высоцкого чудовищно неживой. Не отстранённой, а именно неживой. И сюжет довольно странен - все знают, что в этом состоянии он умрёт без морфина, и улетают на гастроли, не прихватив ни ампулы. Для чего? Чтобы был повод потом вызвать Акиньшину? Чтобы было на чём строить сюжет? Далее - преследование КГБ. К слову, как раз действия КГБ вполне разумны, основательны, чётки и точны, и к ним нет даже никаких моральных претензий. Они занимаются нормальным расследованием. Банда жуликов-гастролёров мало того, что даёт левые концерты, укрывая доходы от государства (фактически воруя, по тем временам), так у них ещё и оборот наркотиков в особо крупных размерах!Что прикажете делать честным и неподкупным советским органам? Ясное дело - вязать всех! Одна загвоздка - во главе банды очень популярный и очень известный человек. Талант, поэт и всё такое. И честный полковник КГБ решает сложную моральную задачу, пытается выбрать между чувством, как говорится, и долгом. Вот - истинный герой показанной нам фильмы, на мой взгляд. И это очень прискорбно.
Так мне показалось. Хотя, может быть, я такая злая от любви.

Re: Извините, влезу

... без какого еще разрешения?! )) Спасибо.
Про КГБ согласна, я просто пристрастна к Бондарчуку, он мне кажется в принципе неталантливым, я предпочла бы видеть на месте слегка мятущегося офицера кого-нить другого, с не столь дурашливо-прожженой физиономией.
И смотрите - ну как мог Высоцкий быть героем в строгом смысле слова? Разве он сделал что-нибудь героическое в жизни, о чем стоило бы снять сюжет? Он только писал, играл и пел. И что с ним таким делать? Не снимать же Высоцкого-уголовника или Высоцкого-горняка, или Высоцкого- бойца Красной армии. Мне понравилось, что он в фильме как раз абсолютный антигерой, точнее, не герой вовсе. Так, тень, в которой плещется великое содержание. А что неживой - ну так, а он разве живой? Мне кажется, что он при жизни с его голосом был настолько индивидуален, что сыгарть его "как живого" было бы просто невозможно. Вот и сыграли как "не совсем живого".)
Лишний раз задумаешься, как же все относительно. Ведь были времена, когда наркомания считалась богемноугодным делом, а не уделом обитателей беспросветных трущоб. Хотя и теперь никто не застрахован, конечно, но ореол избранности и крутизны, по крайней мере, развеян основательно.

Спасибо за рецензию. Как всегда познавательно :)
Были, были такие времена. ) Помню-помню) Сейчас хорошо! Так мне хорошо без наркотиков!))
фильм еще не дошел в наши палестины, но обращает на себя внимание момент его выхода , а именно перед якобы выборами.
И Высоцкий не поэт, он знаковая фигура, Герой т.с. И замечательный бард.
Высоцкий - исключительно замечательный поэт. Спасибо Бродскому, что он был со мной согласен. А какая ращзница - выборы, не выборы? Помните сейчас, перед чем вышел Евгений Онегин?))
Скажите, умоляю, Вы кто?
Я Копенгаген.
Боялась смотреть, честно говоря. Но теперь, благодаря вашей рецензии, хотя бы засуну нос :). Хотя не по душе мне все эти гэбэшные погони.
Погонь там нет, а что они пасли таких людей - так это мне очень хорошо известно)
редко смотрю кино. но это, пожалуй, гляну.
Если стошнит, то я не при чем.))
Спасибо, интересная рецензия.

По поводу комментариев выше - конечно Высоцкий поэт, конечно его можно читать на бумаге, конечно он связан с мировой культурой (насколько это для поэта вообще возможно - поэзия вещь очень национальная).
Уф, как я рада такому комментарию от первого до последнего слова))
дискурс девятый плюсану, вплоть до первого вопросительного знака, очень в точку. :)