?

Log in

No account? Create an account

June 2018

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com

В продолжение околоарийского

Посмотрела я эти плакаты, которые олимпийские. Интернет придает этому всему - включая отзывы - слишком большое значение, вспомним художника Тимофеева, которого никто знать бы не знал, кроме постоянных посетителей, если бы не интернет. Хотя, с другой стороны, - это плакаты. Это - родственники "Родина-мать зовет", "Помоги" и "Ты записался добровольцем", они, эти родственники, в отличие от художника Тимофеева, обращены к широким массам, поэтому они, массы, как бы вправе их обсуждать. Ну что ж, как часть масс могу сказать - да, эстетика этих плакатов ближе к искусству нацизма, чем к советскому. Грань тонка, эстетика приходит и уходит волнами, невозможно отрицать общее в искусстве того времени двух стран, а разницу увидеть трудно.
СССР делало ставку на духовность и душевность. Духовностью и душевностью были проникнуты кино, литература и изобразительное и. Интеллигентность считалась позитивным качеством, интеллигентный рабочий - это был комплимент. Конечно, "в здоровом теле - здоровый дух", но культ физгармонии был глубоко вторичен, а не первичен, как в Германии. Душевность и сочувствие людям тоже всячески поощрялись в СССР, как в виде помощи упавшему в любом смысле товарищу, так и в литературе. Слабым в СССР помогали - по крайней мере, на словах, а гораздо чаще - на деле. Что делали со слабыми в Германии - известно. Доброта и сочувствие - не германские качества. Тоталитарный режим лег на разные почвы - холодного разума с сентиментальным налетом - в Германии; сердца, управляющего мозгом с налетом великой идеи - в России.
Да, трудно различить грань. Но в совершенных юношах Германии не было доброты - и это отражено в искусстве. Не было юмора - и это отражено в искусстве. И главное - не было стремления к духовности как синониму интеллигентности - и это прямо-таки торчит из искусства.
А у нас - было. Картинки не вывешиваю, все рано все это только на словах, я ж не диссер тут пишу.)
Советское искусство возвышало человека в духовном плане, а немецкое - в физическом. В превосходстве культа духа над культом тела мы ведь не будем сомневаться?
Так вот, в этих плакатах мало человеческого. Это не те образы, на которые мы должны ориентировать нашу молодежь, как сказал бы кошмарный тов. Суслов. Это машины, нацеленные на победу, и это подчеркнуто изобразительными средствами. Отсюда и весь сыр-бор со стороны Англии, хотя, конечно, раздувать тему было страшно глупо, прямо кретинизм. Но делать такие плакаты - тоже неуважуха, а позорище, честно говоря.

Comments

абсолютно согласен, даже добавить нечего. Особенно верно про разные почвы, обычно об этом сейчас забывают, начиная ставить знаки тождества.
а плакаты жутковатые, да
Это те где люди в белых свитерах с красными коньками и сноубордом? Что-то у меня они не вызвали ассоциаций с нацизмом: плакаты как плакаты, прошла бы мимо, не подними британцы бучу.
А вот твой текст отличный - в части описания целей советского искусства. В части описания целей немецкого искусства того периода, наверное, тоже, но с общей оценкой немцев как "людей с холодным разумом с налетом сентиментальности" я бы, пожалуй, поспорила.
Все-таки они тоже очень разные. Я несколько раз была в Германии, и не рискнула бы делать обощения. Да того же Ремарка вспомни: романтика и душевность же в чистом виде. Ну и что, что это только роман - все ж таки писатели и прочие художники не только и не столько галлюцинируют, сколько отображают жизнь - через свое восприятие.
Про Ремарка я скоро напишу, тут было интересно. Да все кругом разные, но национальный характер-таки имеется как некое, очень обобщенное понятие. Если традиционно составляющие русского характера состоят из трех братьев Карамазовых с примесью четвертого, то из кого состоит немецкий характер?
Через восприятие - естественно. И интересно именно это восприятие. Кроме того, и в СССР, и в Германии искусство было сильнейшим образом идеологизировано, но эта идеологизированность замешана на нац.характерах и поэтому разная.
Плакатов сочинских не видел.
А вот по поводу Вашего противопоставления - по-моему, всё не так просто. Судя по книгам и фильмам, культ силы в довоенные гоны в советской пропаганде использовался ("чтобы тело и душа были молоды... закаляйся, как сталь"). Потом это ушло, конечно, но, может быть, потому и ушло, что аналогий забоялись?
Лозунг "помоги товарищу" был, факт. Но это уже в вегетарианские времена он вытеснил другие лозунги, типа "кто не с нами, тот против нас" или "если враг не сдаётся - его уничтожают". Кто знает, как эволюционировала бы нацистская пропаганда, если бы фюрер сдох, а система уцелела. Вполне возможно, Геббельс лично развенчивал бы культ личности Гитлера и призывал усилить гуманистические тенденции в расово чистом обществе:)
А с юмором было плохо и там, и тут, причём во все времена...
Не буду спорить, конечно, все верно. Но простых людей с их некрасивостью и трогательностью (и с юмором) Пластов писал. И с какой любовью! Его работы теплые. Душевная теплота - это важная составляющая для положительной оценки человека в России, даже в рамках официальной идеологии.
А так - не спорю.)

Re: Ссылка на плакаты

Да, самочка. Не девушка.
Давай уж тогда сразу и про Триера в тему :)) Или это будет третье "околоарийское"?
Что там с Триером? Я его на первое место ставлю, неужто фашистом оказался?))
Очень оригинально пошутил на тему. За что был в качестве персоны нон грата изгнан с Каннского фестиваля.
Примерно так http://www.newsru.com/cinema/19may2011/trier.html
Как же трудно различить грань, если Вы её тут же обозначаете? Стесняться только не надо этого.
Я не слишком стеснительная), просто понимаю, что доказать тут ничего невозможно, кто видит и чувствует, тот понимает, а кто нет - нет.) Все эти мои дефиниции просто смешны для кого-то - теплое, доброе, мягкое..)))
Но когда Вы утверждаете своё, факт утверждения может перейти из дефиниций в доминанту. У Вас это получается.
В плакатах, картинах, произведениях изобразительного искусства, скульптурах каждый видит свое. Простой, малограмотный (к сожалению) в этом плане человек (то бишь я) ни разу не искусствовед видит отображение эпохи. Той эпохи - приблизительно с 40-го по 57 годы. И больше, собственно, ничего.
Поэтому и глупо было раздувать. Но те, кто это делали - ни разу не малограмотные и прекрасно все понимали. Это неправильный посыл, нехороший с их стороны. Нельзя заигрывать с этой темой даже если никто не заметит.)