?

Log in

No account? Create an account

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com

"Орфография" Быкова.

Очень уважаю и люблю большие вещи, Быкова, в частности, а вот "Орфографию" прочитала только вчера - прости меня, тот, кто пытался заставить меня сделать это целых три года.)
Встала с читальной кровати в 5 утра и в катарсисе - не сильном, но ясном и продолжительном, ибо, ИБО, сильнейшее мастерство, глубочайшее понимание, широчайшие знания и тончайшее чувство - слов, звуков и событий позвали меня в темненькое утро писать, бежать, стрелять и быть стойкой. Чтобы закончить с айшами и ейшами, добавлю еще высочайшее - не знаю только, что именно.
Я сразу возражу тем, кто считает, что Орфография настолько же далека от остального быковского, насколько Мертвые души далеки от Тараса Бульбы - есть ведь такие, да?) Нет, не слишком далека она от прочего народа, просто во много раз качественней, литературней и великолепней. Как всегда, Быков вываливает все свои основные перлы на первой сотне страниц, а потом лишь доигрывает, додумывает, но - и проживает. А перлов много... и количество загнутых мной уголков о том свидетельствует... ну, и о моей некультурности еще.)
"Я за неравенство, только в пределах", милые пассажи о прекрасности избыточного и бессмысленного, неприятие доведения людей до их сути, которая вся одинакова, как косточки у персика, или вот это: "Никак нельзя было собрать воедино мудрость и любовь, и ни одна из них не годилась для союза с едой" - все это очень по-быковски и, учитывая, что речь идет о Революции, исключительно верно.
Ругать легко, хвалить очень сложно, особенно за литературные достоинства - я и не буду их касаться. Никакой тенденциозности не заметила, скорее, присутствует ее боязнь, желание не перегнуть палку и сохранить объективность классовых оценок - и рабочие есть чистые и умные, и декаденты, и чекисты, и дворяне, правда, к последним у Быкова явно особое чувство - "голодная зависть разночинца" тоже присутствует, но с уклоном в восхищение. С концовкой, с этим вечным кошмаром как Быкова, так и Пелевина, на этот раз тоже все в порядке, поэтому и случился у меня утренний катарсис, собственно. Без хорошей концовки всегда выходит дрянь, а не катарсис. Вот у Аксенова концовки были отменные... аксеновская тень вылезает в романе постоянно, но уж кто-кто, а я точно не против. Плоховато дело обстоит с женщинами - с ними Быков тоже обошелся по-аксеновски - все они чьи-то сумасшедшие музы, или ученые крысы, или краснорожие бабы, или трогательные гимназистки, но нет в революционной опере не одной по-настоящему шикарной тетки тех лет - ни поэтессы, ни дворянки, ни большевички.
Мужчинская такая опера получилась.
Про основную фабулу (или это завязка?) - отмену большевиками орфографии - можно сказать только вопиющую банальность, типа "исключительно остроумно, логично и дьявольски актуально именно сейчас", так что я не буду это говорить, хотя очень хочется.
Короче, эта штука будет посильней Старухи Изергиль, пожалуй. Спасибо тебе, тот, кто заставлял.)

Да, еще про поэтов. Очень жалко поэтов, жалко... и художников, да и вообще, всех, которые... Когда я читала, передо мной маячили знакомые лица творцов, с их ненавистями, любовями, разборками, предательствами и вечными поисками подлинного, прекрасного и денег. Хоть бы миновала их чаша сия или не сия, хоть бы пронесло, хоть бы смертью не запахло - вот и все, о чем хочется попросить у высших сил, попросить бесполезно и бессмысленно.
Я не хочу видеть своих творцов, какую бы каку они не творили, в интерьерах этой книги, я не хочу, чтоб Сашу Либуркина поймали ночью на мосту, так сказать, и не хочу, чтоб Женя Антипов ждал вызова на допрос. Только и всего. В этом весь коротенький смысл моего катарсиса и один из длинных смыслов этой оперы.)

ЗЫ: нелюбовь к людям у Быкова всегда присутствует, но здесь это, пожалуй, уместно.

ЗЫ.ЗЫ. А все-таки, с Михалковым у них много общего, и то, что их объединяет - лучшее у того и у другого.

Comments

После такой рецензии хочется читать... Пожалуй, пойду куплю...
С революционной точки зрения там много интересного))
А мне наоборот: я не понимаю, зачем еще и читать, все и так понятно. :) Тем болеее я не выношу авторов, пишущих с тотальной нелюбовью. Как писала одна моя знакомая, должно быть что-то, что любят: ну хотя бы коробку вишен в шоколаде.
Два твои последних абзац - просто отлично, самый ппкснейший ППКС.
Абзацы польщены)) Но нелюбовь там совсем неявная, может, тока я ее и вижу)) Тем более, у творческого человека отношение к своим собратьям чередуется - то любовь дикая, то злоба неистовая))
А Быков много, что любит, и коробку вишен, в том числе. Он любит, ему больно от этого и иногда злобно, он начинает ненавидеть. И по кругу. А совершенно откровенно и полностью он ненавидит только не-людей, это четкое деление.
пожалуйста :-) (уверен, что не единственный в неопубликованном списке :-)

надеюсь, ты поиграла в популярную игру около орфографии: угадайка кого Б зашифровал в персонажах? Я очень мало угадал тогда, к сожалению.

В принципе, через три года можно, наверное, уже и перечитать, посмотреть заново под твоим углом зрения. Только одно - обвинять Б в мизантропии можно, но в орфографии этого абсолютно нет, наоборот - там он излишне (имхо) человеколюбив :-)
Ну, может быть)) Просто я до него Толстого читала)
Ну не знаю. Посмотрел - хрень какая-то. Чёрные шинели!!! :(
Что - черные шинели?
а вот я этого Дюма правнука на дух не переношу, хотя Михалков тоже весьма обоятелен и был отличным режисером и актер по сей день.
так что лучшее у Михалкова есть, а димы одни тараканы в голове и три мысли в книге .
Чтоб было попродуктивнее, может, скажете, что это за три мысли? И лучшее есть у всякого, не видеть это - странно для меня.
а сравнение с Аксеновым именно что! очень плохой писатель. И зря он на Бродского обиделся.
Мне трудно привыкнуть к Вашей изумительной категоричности, но это вопрос времени, наверное))
Понравилась твоя рецензия.
Скачала, читаю.
Спасибо, дорогая) А то все меня ругают))
С Быковым у меня получается так: я с огромным удовольствием читаю его талмуды в жанре ЖЗЛ (см. http://zhiharka.livejournal.com/177766.html), но категорически не могу читать его просто_прозу. "Орфографию" я честно мучила долго-долго, но не осилила, там было слишком много букв. Ну и, имхо, все в этом жанре уже сказано Оруэллом.
про доктора живаго тоже многие напишут "слишком много букв" :-). неизвестно, что будут читать через сотню лет - пастернака с окуджавой и ЖЗЛ около или Быковскую орфографию. Ну а Оруэлл вообще непричем, "антиутопии" теперь снимает голливуд по паре фильмов в год, вот это можно сравнивать с оруэллом :-)
литература это такое дело - кому-то нравится, кому-то нет, большинство спокойно спорит о толстом и достоевском, подозреваю что графоман быков возможно войдет в этот же ряд, бедные-бедные школьники :-)